Как известно, виновность устанавливает суд. А потому не будем спешить с оценкой социальной рекламы такси, которую в прошедшем году распространял столичный департамент транспорта. Сначала обратимся к фактам.
А факты таковы. Была реклама со следующим текстом: «Каким должно быть легальное такси? Давайте выделим главное! Безопасным. Быстрым. Комфортным. Такси, которое соответствует этим требованиям, мы выделили жёлтым. Теперь Вы легко найдёте легальное такси. То, что Вам нужно – выделено жёлтым. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы». Было возбуждено дело, которое завело Московское УФАС. И была реакция пресс-службы департамента транспорта, которая заявила, в частности, что «текст рекламы не содержит утвердительных выражений таких, например, как «только желтое такси легально/комфортно/безопасно/быстро» и не выделяет преимуществ перед другими такси».
Теперь дадим оценку этим фактам. По нашему опыту, основанному на многочисленных материалах дел, возбуждавшихся ФАС в связи с нарушением рекламного законодательства, очень похоже, что в описанной рекламе такие нарушения тоже содержатся. Исходя из реакции пресс-службы департамента транспорта, её сотрудники не имели опыта участия в решении подобных дел: на фоне известной нам практики оценки рекламы специалистами ФАС представленные объяснения выглядят неубедительно. Если вопрос окажется серьёзным, то публиковать их не следовало. Кроме того, в подобных делах комментарии редко публикуются до рассмотрения дела по существу.
Судя по тексту самой рекламы, её авторы и кураторы, скорее всего, не продумали все аспекты этого щекотливого дела. Искреннее желание привлечь внимание к рекламируемому товару, на наш взгляд, привело к ошибке, которая теперь может получить оценку от специалистов надзорного ведомства. Тем не менее, это лучше, чем оказаться в полиции, как недавно довелось сотрудникам департамента СМИ и рекламы.